1. Проблемный анализ деятельности ДОУ за период, предшествующий инновационному циклу развития 1.1. Анализ образовательной политики и социального заказа. Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является признание приоритетности образования (Федеральный закон «Закон об образовании в Российской Федерации» ст.3 п.1). В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ст.10 п.4 дошкольное образование обозначено, как первый уровень образования и является полноправной ступенью Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных и воспитательных целях ДОУ. Эта стратегия модернизации задает новые требования. В первую очередь, главным результатом образования должна стать его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие приоритетные взаимосвязанные задачи: обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума; достижение нового современного качества дошкольного образования; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы и повышения роли всех участников образовательного процесса - дошкольника, педагога, родителя, образовательного учреждения. системы поддержки талантливых детей. Одной из составляющей консолидированного заказа является социальный заказ микросоциума. Социальный заказ Требования к компетенциям Требования «условиям в выпускника ДОУ образовательном учреждении» • Готовность к выбору • Здоровье сбережение всех участников образовательного процесса • Современное системное и проектное • Преемственность мышление • Коммуникативные компетенции • Открытость ДОУ • Толерантность • Участие общественности в системе оценки качества образования • Развитие индивидуальности • Мобильность и готовность обучаться в • Непрерывное повышение профессионального течение всей жизни уровня сотрудников • Правовая культура • Инновационность • Гражданская позиция • Система поддержки талантливых детей. • Ответственное отношение к здоровью • Программа дошкольного образования для детей с 2 • Эмоционально-комфортное состояние ограниченными возможностями здоровья. Данные по результатам проведенного в ДОУ анкетирования и опроса родителей показали, что современный детский сад должен быть: • современно оснащен и эстетически привлекателен - 72%; • с комфортными психолого-педагогическими условиями - 56%; • с высоким профессионализмом сотрудников - 85%; • с индивидуальным подходом к ребенку - 97%; • с качественной подготовкой к школе - 89%; • с использованием современных программ и технологий (включая здоровье сбережение) 91%. Кроме этого, 93% родителей готовы участвовать в жизни ДОУ, большинство из них (81%) хотят быть непосредственными помощниками в жизнедеятельности группы, 3% - хотели бы выступить в роли советников, 57% - готовы участвовать в оценке образовательных услуг. В целом проведенные исследования показали высокий уровень педагогической компетентности родителей, многие из них владеют достаточными психолого-педагогическими знаниями. Это означает, что требования таких родителей очень высоки, они ждут от ДОУ компетентной и адекватной информационно-консультативной помощи. Однако есть родители, которые не смогли четко сформулировать свои требования и ожидания к детскому саду. Мы это понимаем, как то, что уровень информированности данных родителей о жизнедеятельности ДОУ и его возможностях не позволяет им воспринимать нас как квалифицированных консультантов и помощников при решении проблем воспитания ребенка. Значит, одной из задач детского сада является повышение информированности и заинтересованности данных родителей. Итак, образовательная политика государства и социальный заказ семьи выдвигают к образовательному учреждению современные требования, которые предполагают системные изменения в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях. Образовательная политика и социальный заказ дают основания для анализа жизнедеятельности детского сада, выявления его сильных и слабых сторон 1.2.Анализ жизнедеятельности ДОУ Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития. Анализ жизнедеятельности ДОУ за период 2013-2018 гг. строится на базовой структуре ДОУ, и мы рассматриваем его как основной ресурс в создании комплекса МКДОУ «Чебурашка» За данный период работы педагогами ДОУ: используются новые форм работы с детьми, направленные на реализацию индивидуализации образовательного процесса; создана система методического сопровождения деятельности педагогов, которая способствует повышению качества услуг в сфере образования; разработаны критерии оценки качества образования для всех участников образовательного процесса; 3 родителям предоставлены новые формы услуг в сфере образования, т.е. привлечены в ДОУ другие специалисты – учитель английского, работники искусства, преподаватель хореографии, врачи диспансеров и поликлиник; проведены специальные мероприятия и реализован проект по созданию положительного психологического климата в детском, родительском и педагогическом коллективах. 1.3. Анализ результатов образовательного процесса 1.3.1. Физическое развитие За последнее время произошло значительное ухудшение состояния здоровья детей разных возрастных групп. На этапе дошкольного образования отмечается наиболее выраженный рост частоты доклинических форм нарушения здоровья, хронических заболеваний, нарушений физического развития и т. д. Нами было изучено и проанализировано состояние здоровья детей ДОУ. В детском саду разработана и реализуется педагогическая оздоровительная технология «Крепыш», изучена и применяется технология Т.А.Тарасовой, «Я и МОЕ ЗДОРОВЬЕ». Нами была определена цель нашей работы: создать условия для оздоровления и укрепления детского организма. Поставленные задачи выполнены ♦ Работа с детьми: — формируется жизненно необходимые двигательные умения и навыки у детей с учетом их индивидуальных особенностей; — развиваются необходимые психофизические качества (ловкость, выносливость, гибкость, координация движений, ориентировка в пространстве); — воспитывается потребность в ежедневных физических упражнениях, умения испытывать «мышечную радость», получать удовольствие от движений; — формируется потребность в здоровом образе жизни через специально организованный цикл образовательной деятельности; навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих; — детьми овладевают некоторыми приемами первой медицинской помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина, вызов неотложки); — формируется произвольное поведение, навыки самоорганизации, самостоятельности и самоконтроля. ♦ Работа с родителями: — формируем ответственное отношение к физическому развитию и воспитанию ребенка; — формируем потребность семьи (родителей) в здоровом образе жизни, укреплении и сохранении здоровья через совместную двигательную деятельность; — обеспечиваем преемственность в оздоровлении и физическом воспитании детей в дошкольном учреждении и семье; — на сайте детского сада размещена информация для родителей «Безопасность». 4 ♦ Работа с педагогами: — воспитателям оказывалась помощь в создании условий для полноценного развития психофизических качеств каждого ребенка группы; повысить педагогическую компетентность по вопросам профилактики и снижения заболеваемости; — прошли семинары и консультации по обучению методам и приемам индивидуального подхода к ребенку при проведении оздоровительных процедур; с молодыми педагогами проводились консультации по умению правильно распределять физические нагрузки в течение дня в соответствии с состоянием здоровья своих воспитанников; — все педагоги прошли курсы повышения квалификации по оказанию первой медицинской помощи; — в группах есть папки с материалами по безопасности. Проведение спортивных праздников, досугов, развлечений 1. Праздники проводятся в соревновательной или игровой форме, а также могут комбинироваться с музыкальными праздниками, на которых дети поют и танцуют. Спортивно одаренные дети показывают гимнастические этюды, и все это сочетается с веселыми соревнованиями и подвижными играми. 2. Большие спортивные праздники проводятся один раз за сезон, их особенность — символическое подведение итогов, демонстрация того, чему дети научились за определенный период. В летний период — это игры и эстафеты на улице с разнообразными видами движений: метание, бег, прыжки в длину и высоту, соревнования в силе и ловкости. В осенний период — туристические походы на улице с преодолением разнообразных препятствий, соревнованиями, выполнением разнообразных видов движений. В зимний период — комические эстафеты на одной лыже, метание на дальность, катание на скорость снежков, а затем метание их в цель, скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, игры в хоккей на снегу, гонки и т.д. В весенний период — разнообразные эстафеты на улице, соревнование в ловкости и сноровке. 3. Один раз в месяц проводятся спортивные развлечения, особенность которых — объединение разновозрастных групп, обыгрывание сказочного сюжета или проведение спортивных игрпутешествий, предполагающих поиск и выполнение заданий, «спрятанных» в разных помещениях детского сада или на его участке. Спортивные мероприятия (ежегодные) Название мероприятия Группа «День Туриста» Старшие 5 «Малые Зимние Олимпийские игры» Старшие «День защитника Отечества» Средние, старшие, разновозрастная «Веселые старты» Средние, старшие и разновозрастная группы «Неделя Здоровья» Все группы (2-7 лет) Анализируя работу всех специалистов в детском саду можно прийти к такому заключению, что в ДОУ выстроена система здоровьесбережения для всех участников образовательного процесса. Работа ведется по трем основным направлениям: с детьми, педагогами и родителями, так как невозможно добиться желаемых результатов без тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса. В содержание понятие «культура здоровья» включено не только физическое, но и социальнопсихологическое и духовно-нравственное здоровье. В детском саду создана целостная система работы воспитателей, медиков, узких специалистов, сотрудничество педагогов, детей и родителей. Особое внимание уделяется в детском саду созданию здоровье сберегающей среды. Целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа позволила нам достичь положительных результатов в снижении уровня заболеваемости дошкольников. Этому способствовали следующие факторы: Медицинский кабинет, оснащённый медицинским оборудованием Спортивный зал с мини тренажёрами Наличие в штате воспитателя по физкультуре, его правильная организация образовательной деятельности Обеспеченность ДОУ медицинскими кадрами Индивидуальный подход к закаливанию детей в группах Регулярная диспансеризация в ДОУ Наличие спортивной площадки для занятий детей на улице Деятельность оздоровительно-образовательного характера систематическая и комплексная, отвечающая потребностям ребенка в игре, движении, в познании своих физических возможностей, самореализации. Для сохранения здоровья ребенка объединены усилия всех воспитывающих ребенка взрослых: родителей, воспитателей, медицинской сестры, учителей-логопедов, педагога-психолога и музыкальных руководителей. Созданы условия для приобщения детей к традициям и ценностям здорового образа жизни, формирования привычки заботиться о своем здоровье. Даются знания, умения и навыки валеологического характера для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Освоению культуры здоровья способствуют следующие условия, созданные в ДОУ: — развивающая предметно-игровая и физкультурно-оздоровительная среда (в каждой группе есть физкультурный уголок); — благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и детских группах; 6 — взаимодействие всех сотрудников при решении задач здоровья; формирования у детей культуры — сотрудничество всех субъектов образовательного процесса. Из бесед с дошкольниками установлено, что у них формируется осознанное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни, дети активны в самостоятельном процессе познания мира. Дети имеют представления: о витаминах, полезных продуктах, правильном питании, их роли в жизни человека; что такое здоровье и как его сберечь; что такое витамины, в чем они содержатся и как влияют на здоровье; что такое правильное питание; какие продукты считаются полезными, а какие — неполезными; какие органы есть у человека, как они «работают»; как заботиться о сердце; что такое режим, гигиена и закаливание; какой бывает вода, какая полезна для здоровья; что такое микробы и вирусы; какие бывают болезни, что их вызывает; как предупреждать болезни; как правильно оказать себе первую помощь; что такое аптека, для чего она нужна; что такое лекарственные растения. АНАЛИЗ ОСТРОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ Учет данных об острой заболеваемости ведется медицинским работником и оформляется в соответствующем журнале. По сути, эти данные отражают количество заболеваний, зарегистрированных непосредственно участковым врачом поликлиники. Справка с точным указанием диагноза заболевания попадает в медицинский кабинет ДОУ и заносится в соответствующий учетный журнал «Журнал соматической заболеваемости». Число зарегистрированных случаев заболеваемости № п/п Заболевания 2017 2018 Всего единиц В том числе у детей в возрасте 3 года и старше Всего единиц В том числе у детей в возрасте 3 года и старше 1 Бактериальная дизентерия 0 0 0 0 2 Энтериты, колиты и гастриты, вызванные установленными, не установленными и неточно обозначенными возбудителями 0 0 0 0 3 Ангина (острый тонзиллит) 6 4 3 3 4 Грипп и острые инфекции верхних дыхательных путей 27 25 20 20 5 Пневмония 0 0 0 0 6 Несчастные случаи, отравления, 0 0 1 1 7 травмы 7 Другие заболевания всего 21 19 12 12 54 48 36 36 Выводы: Сильная сторона В ДОУ выстроена система и созданы условия для обеспечения физического и психического благополучия каждого ребенка; у дошкольников формируются навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих; многие дети владеют некоторыми приемами первой медицинской помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина, вызов неотложки). Есть система валеологического воспитания и работа по ОБЖ. Педагогами разработаны, апробированы и внедрены авторские проекты «Движение и здоровье» (для среднего возраста), «Плоскостная среда для развития и здоровья малышей» (для младшего возраста). Слабая сторона Наличие в ДОУ детей с низким уровнем физического развития. Наличие в ДОУ детей «группы риска». Не выстроена работа с родителями по формированию ответственности за сохранение здоровья у своих детей. 1.3.2. Художественно-эстетическое развитие Музыкальная культура ребенка дошкольного возраста - это интегративное личностное качество, формирующееся на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующего в проявлениях эстетической и творческой активности. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Дети учатся различать выразительные средства музыкального произведения, определять темп, динамику, регистр, жанр. В пении, как и других видах исполнительства, ребенок активно проявляет свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Песенный репертуар включает в себя песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество). Репертуар соответствует физическим и психическим особенностям ребенка, выполняет эстетические и общеобразовательные задачи. 8 Музыкально-ритмическая деятельность обладает исключительной ценностью в музыкальном развитии детей в силу своей близости природе ребенка (психофизиологический аспект). Упражнения, используемые музыкальным руководителем в работе с детьми, различны по своим функциям: 1) Упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элементов (упражнения для рук и верхнего плечевого пояса), упражнения без музыки и психогимнастика. 2) Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями, музыкально-дидактические игры, упражнения с предметами, подвижные игры, танцы (хороводы, пляски, современные танцы), игровое танцевальное творчество. Освоение детьми умений в музыкально-ритмической деятельности способствует формированию красивой осанки, выработке выразительных, пластичных движений. Музыкант оперирует звуками, писатель словом, живописец обращается к линии и цвету. В педагоги строить непосредственную образовательную деятельность с детьми индивидуально и по подгруппам, что создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка. Сочетание зеленого уголка с образцами детского творчества придаёт интерьеру загадочность, декоративную яркость, побуждает у детей желание заниматься изобразительной деятельностью. Воспитатели прививают детям чувства прекрасного, формируют умения замечать красивое в явлениях природы, в человеке и его труде, в произведениях искусства (живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства) Для обогащения содержания рисунков детям предоставляются различные изобразительные средства: краски, гуашь, цветные мелки, пастель, кусочки ткани, цветная бумага, уголь, фломастеры и т.д. Применение игровых приемов в изобразительной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: игры-драматизации, внесение игрушек-персонажей, беседы с детьми от лица персонажей, создание ситуаций образных сравнений – помогают раскрыть творческие способности ребенка, его наблюдательность, фантазию, воображение. Традиции: Праздники для родителей: «Праздник Осени» (октябрь), «День матери» (ноябрь), «Новый год» (декабрь), «Зимние забавы» (январь), «Мамин праздник» (март), «Твои защитники»; Для сотрудников ДОУ дети показывают концерт «День дошкольного работника» (сентябрь); Музыкально-поэтические гостиные (посезонно); Участие в ежегодном Фестиваля «Радуга талантов» (декабрь). Сезонные выставки детского творчества; Участие в районных конкурсах детского творчества (постоянно). Сильная сторона Слабая сторона Проводится интегрированная образовательная деятельности с детьми, поли художественные Не проводится для воспитателей и родителей в ДОУ направленной работы 9 занятия. Для обеспечения единства в понимании роли музыки в жизни детей музыкальный руководитель строит работу с родителями с учетом особенностей воспитания в семье. (семинары-практикумы для педагогов, для родителей представляется экспрессинформация). Особую роль в становлении изобразительной деятельности детей играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Самый верный путь приобщения к искусству — это постоянное общение с ним. Посещая сегодня музей и выставки местных художников в городской картинной галерее, знакомясь с памятниками архитектуры в иллюстрациях художников, дети незаметно накапливают опыт эстетического отношения к действительности. 1.3.3. Познавательное развитие Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (ФГОС ДО п.2.6.). Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное, социальное) в котором они живут: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники. В результате педагогической работы сотрудников ДОУ в каждой группе создан патриотический уголок. Дети располагают знаниями о названии страны, ее географии, природе, символе, ему известны имена героев своей Родины, он читает стихи, поет песни, значит задача выполнена в пределах возраста. Это приобщает ребенка к своей национальной культуре, формирует уважение ко всем народам. Правовое воспитание Сильная сторона. Продолжается работа по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка (в русле методики ознакомления с социальным миром). Воспитатели проводит для этого серию бесед, в процессе которых обсуждаются правила поведения и взаимоотношений. Подчеркивается гуманность устанавливаемых детьми правил (не обижать слабых, помогать друг другу, не жадничать, всегда говорить правду друг другу и др.) Для закрепления у дошкольников знаний об их правах и обязанностях, используются театрализованные игры, разыгрываются проблемные ситуации. Слабая сторона. Не проводится работа с родителями о их правах и обязанностях и о правовом статусе педагога. 10 Экологическое воспитание Одно из важных направлений работы ДОУ - экологическое воспитание. Основная цель - воспитание социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним; формирование базовой системы ценностей, соответствующей задачам экологического образования. Работа осуществляется на основе разработки М. А, Васильевой «Программа обучения и воспитания в детском саду» с использованием программ С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание дошкольников». Сильная сторона. Благодаря творческому поиску педагогов в группах ДОУ создана, развивающая, экологизированная игровая среда. Групповые уголки природы оборудованы с учетом современных требований. Комнатные растения классифицированы по разным потребностям к свету, влаге, по месту произрастания - растения южных стран, нашего региона. Цветы оформлены в кашпо, в торшерах, в композициях. Круглогодично функционирует в группах огород на окне, позволяющий детям осуществлять поисковую деятельность. Для наблюдения за подводными обитателями имеются аквариумы, за птицами и грызунами – клетки. Исследовательская работа помогает развить у детей познавательный интерес, творчество, умение логически мыслить, обобщать. В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Уже в раннем возрасте своих воспитанников педагоги, используя различные ситуации, уточняют с детьми форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы через серии дидактических игр. В систему работы с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями. Организуются игровые обучающие ситуации, разыгрываются интерактивные сюжеты с помощью кукол. Слушание и обыгрывание рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций помогает педагогам ввести детей в мир «отраженной природы», в мир литературно художественного искусства. Совершенствуя работу по расширению знаний у детей о загадочном мире природы, педагоги обращаются к народной педагогике (пословицам, поговоркам, сказкам) фольклору. Включение детей в практическую деятельность способствует формированию опыта, умений, навыков, экологически обоснованного взаимодействия с окружающей средой. Большое внимание воспитатели уделяют природоохранной деятельности человека. Разработан и реализуется экологический проект «Сохраним родную природу». Проведены акции «Домик для птиц», «Сохраним дерево», «Посади цветок и дерево». Слабая сторона. Слабо ведется работа с родителями и сохранности чистоты в природе села и ее окресностях. 11 Система профориентационной работы. Сильная сторона. Работа в рамках профориентации ведется в системе. В рамках данного направления проведено ряд мероприятий: - экскурсии по помещениям ДОУ (кухня, прачечная, медицинский кабинет) - знакомство дошкольников в игровой форме с профессиями: «Пожарник», «Машинист», «Плотник», «Овощевод», «Повар, кондитер», «Продавец», «Парикмахер», «Врач» и т.д. Совместно с родителями организовывались встречи под названием «Мой папа (мама) …». Завершались такие встречи вокальными, хореографическими номерами. В коридоре детского сада были развешаны газеты с темой «Кем я буду, когда вырасту». Слабая сторона. Нет наглядного материала с ознакомлением детей с «рабочими» профессиями (столяр, плотник и т.д.) и с новыми профессиями (менеджер и т.д.). 1.3.4. Речевое развитие Конечная цель работы дошкольного учреждения по развитию речи детей состоит в формировании правильной литературной устной речи и отношения к ней как особой сфере действительности. Для достижения этой цели свои усилия педагоги направляют на развитие у детей связной речи, словаря, на освоение ими грамматически правильной речи и звуковой культуры, на подготовку и обучение их грамоте. Сильная сторона. В ДОУ создана положительная языковая сфера и условия обучения родному языку: богатый дидактический материал (серии картин, речевые игры, репродукции), театральные уголки, детская библиотека с научным и художественным фондом. Разностороннее развитие детей построено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Общение детей, воспитателей, других сотрудников проходит в спокойной обстановке, соблюдается «фон тишины», тон, стиль, формы общения свидетельствуют о культуре речи взрослых. Воспитатели всех групп ведут работу с детьми по развитию у них связной речи: учат составлять описательные рассказы по картинке, по внешнему виду игрушки, из личного опыта, учат пересказывать и сочинять сказки, придумывать или изменять конец произведения. Беседуют по содержанию произведений, разучивают стихотворения, загадки, скороговорки. Это совершенствует у детей монологическую и диалогическую речь. Педагоги обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями, используя индивидуальную и фронтальную форму работы по звукопроизношению. В старшей группе ведется обучение грамоте, как воспитателями, так и учителямилогопедами с учетом возможностей детей и спецификой работы в ДОУ. Основное внимание педагоги уделяют развитию фонематического слуха и обучению звуковому анализу. Речевая активность детей достаточно высока, сформированы речевые знания и умения, соответствующие возрастным возможностям детей: в младших и средних группах дети употребляют слова, обозначающие свойства и действия предметов, обобщающие слова. Старшие дети используют различные части речи по смыслу, умеют выразить мысль разнообразными предложениями. 12 Использование нестандартных форм работы, современных методов активизации умственной и речевой деятельности позволяет педагогам раскрыть творческий потенциал своих воспитанников. В целях повышения профессиональной компетенции воспитателей учителя-логопеды применяют в работе нетрадиционные формы подачи материала: проблемные семинары, экспрессинформацию, специальные стенды. Педагоги ДОУ используют различные средства информации для родителей по вопросам речевого развития: проведение групповых родительских собраний «Знаете ли вы своего ребенка?»; публикации статей в местной печати «Если ребенок плохо говорит»; консультации «Кто такой гиперактивный ребенок?», «Вечерние игры родителей с детьми»; оформление стендов и логопедических уголков, где даются сведения о степени сформированности звукопроизношения у каждого ребенка. Это позволяет повысить активность и заинтересованность родителей в проведении совместной коррекционной работы. В детском саду имеются: Много наглядного и дидактического материала; Воспитатели самостоятельно используют информацию из интернета (распечатывают материал, делают для детей презентации, 20% педагогов используют компьютеры и телевизоры); Имеются условия для исследовательской работы; В группах создана насыщенная, вариативная, доступная и безопасная РППС. Сильная сторона Слабая сторона Создана положительная языковая сфера и условия обучения родному языку: богатый дидактический материал (серии картин, речевые игры, репродукции), театральные уголки, детская библиотека с научным и художествен-ным фондом, мини музеи. Наличие в ДОУ родителей (законных представителей) с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с пассивным отношением к участию в мероприятиях, в управлении ДОУ; Родители участвуют в совместных с детьми проектах и образовательных событиях. Разработаны индивидуальные программы медикопсихолого-педагогического сопровождения ребёнка. Отсутствие интерактивного оборудования в группах. 1.3.5. Социально-коммуникативное развитие Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к 13 различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС ДО п.2.6.). В ДОУ разработано комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, обеспечивающее развитие индивидуальных особенностей. Успешно работает социальнопсихологическая служба, в деятельности которой входит профилактика и коррекционная работа. Наиболее значимо ведется работа с детьми «группы риска», оказание социально-психологической помощи семьям. Социально-эмоциональное развитие дошкольников идет через эстетический цикл. Дети приобщаются к миру общечеловеческих ценностей средствами. Дети приобщаются к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению. Психологическая служба понимается как интегральное образование и осуществляется в следующих аспектах: • Теоретико-прикладное направление, изучающее психологическое развитие и формирование личности дошкольника, использование новейших психологических методик. • Практический аспект – работа с детьми, педагогами и родителями по решению конкретных проблем. Основная цель деятельности психологической службы – создание психологических условий для развития способностей всех и каждого. Изучение эмоционально-чувственной сферы ребенка ведется на основе наблюдений его деятельности, общения. В наше время, когда растет нагрузка на детей, очень важно научить их выражать чувства и эмоции, научить методам эмоциональной разгрузки, научить понимать эмоциональное состояние других людей, научить адекватно, выражать свое состояние. Для снятия эмоционального напряжения детей, создания определенного настроения, подобраны музыкальные записи. В группах разнообразная развивающая среда и комфортная обстановка. В ДОУ и на территории также сделана развивающая среда с учетом интересов и потребностей детей. Сильная сторона Слабая сторона Педагоги поддерживают положительную самооценку детей, уверенность в собственных возможностях, охотно вовлекают семьи воспитанников в непосредственно образовательную деятельность. Не все педагоги стремятся выстраивать образовательную деятельность на основе Специалисты и воспитатели ДОУ приглашают родителей на взаимодействия с консультации, проводят семинары, тематические родительские детьми, ориентируясь на собрания, периодически обновляют информацию на информационных интересы и возможности стендах. В консультировании и беседах с родителями принимают ребёнка, не все признают активное участие администрация детского сада и медицинский за ребёнком право на персонал. Большинство родителей с удовольствием участвуют в выбор. совместной проектной деятельности и в общесадиковских мероприятиях. 14 Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе Информационно–коммуникационные технологии (ИКТ) используются педагогами для повышения эффективности образовательного процесса в: - подборе иллюстративного материала к НОД (сканирование, интернет–ресурсы, принтер, презентация); - подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; - использовании Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно – методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, как поиск дополнительной информации для НОД, расширения кругозора детей. Слабая сторона. Отсутствие интерактивного оборудования в группах. 2. Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников Взаимодействие с родителями – одно из непременных условий в системе комплексного сопровождения детей в ДОУ. Наш опыт показывает, что большинство родителей первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его перспективы не совпадает с оценками специалистов и педагогов. Поэтому возникла идея разработать инновационный проект «В единстве действий - сила» для профилактической и консультационной работы с родителями и педагогами. Участниками проекта стали педагоги дошкольного учреждения: педагог-психолог, учителялогопеды, воспитатели, музыкальные руководители, старший воспитатель, а так же родители и дети. Целью инновационного проекта является улучшение пребывания ребенка в ДОУ. В рамках реализации проекта были поставлены следующие задачи: повысить уровень профессиональной компетенции работников ДОУ; спроектировать модель сотрудничества с родителями в интересах развития личности ребенка – родительский клуб «Семь Я»; организовать совместные мероприятия, как следствие плодотворного сотрудничества детского сада и семьи в интересах развития личности ребенка. Профилактическая и консультационная работа велась по трем направлениям: с педагогами, родителями и детьми. В 2017-2018 учебном году проведены следующие мероприятия: «Здравствуй детский сад» - общесадовское родительское собрание Групповые собрания «Обучение и воспитание детей в ДОУ», «Психологические особенности данного возраста». Цель: Раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка. Дать родителям знания, которые помогут им «повернуться лицом» к ребенку, заложат умение самокритично оценивать собственные воспитательные воздействия, смотреть на ситуацию глазами ребенка; научить родителей методам и приемам, применяемым в воспитательном процессе дошкольного учреждения. 15 Индивидуальное консультирование специалистов ДОУ по возникающим проблемам в воспитании дошкольников (сбор информации) Семинар-практикум «Здоровье наших детей» (характеристика физических и психических особенностей ребенка) – по группам «Профилактика простудных заболеваний» - общесадовское родительское собрание Акция «Благоустройство участка зимой» Родительский клуб «Семь Я». В рамках клуба проходили семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии, «Круглый стол». Для коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги, практические занятия совместно с детьми. Психолого-педагогическое консультирование «Зачем детям нужна мама?», Анкетирование родителей по вопросам правового воспитания детей. Привлечение родителей к участию в: Фотовыставке Круглый стол с участием родителей СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. Цель: формировании умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями и находить оптимальные пути разрешения конфликтов. Открытые мероприятия для родителей под девизом «Неделя ДОБРА» Ежемесячно выпускается газета «Солнечный зайчик», информирующая о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в ДОУ. Родители на протяжении всего учебного года участвуют в создании развивающей среды в группах, в праздниках и развлечениях, проводимых воспитателями и специалистами ДОУ, в создании проектов по тематическим неделям и в проведение психологических недель . Разработана и реализуется программа для взрослых «Детский сад и семья: сотрудничество ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО». Сильная сторона В детском саду свободный выбор детям обеспечен в игровой и в самостоятельной деятельности. Реализуется элементарное правовое просвещение родителей, сотрудников, детей, направленное на расширение правовой осведомленности. Педагоги побуждают детей всех возрастов проявлять активный познавательный интерес к миру, своему окружению; способствует усвоению норм и правил поведения, развитию чувств ответственности. Слабая сторона Технология формирования осознанного выбора еще недостаточно хорошо отработана и представлена. Индивидуализация образовательного процесса, включая предметнопространственную среду, не носит системный характер, т.к. происходит омолаживание педагогического коллектива. 3. Определение возможных путей решения проблем Таким образом, осуществляя проблемный анализ от результата к процессу и условиям, отмечая факторы роста инновационной деятельности ДОУ, необходимы системные изменения в образовательном учреждении и в формировании компетенций выпускника ДОУ. Наиболее актуальными проблемами в ДОУ являются: 16 Правовая культура всех участников образовательного процесса не в полной мере соответствует современным требованиям и не всегда обеспечивает их правовое поведение. Не выстроена работа с родителями по формированию ответственности за сохранение здоровья у своих детей. Не в полной мере ведется работа с родителями по экологическому воспитанию. Не у всех педагогов и специалистов достаточно высокий уровень профессионализма и компетентности владения навыками исследовательской работы. Родительская общественность не достаточно включена в планирование работы ДОУ. Система работы со школой носит односторонний характер и не затрагивает содержание образования. Отсутствие интерактивного оборудования в группах. Не все педагоги стремятся выстраивать образовательную деятельность на основе взаимодействия с детьми, ориентируясь на интересы и возможности ребёнка, не все признают за ребёнком право на выбор. Попечительский совет не в полной мере организовывает помощь по материальнотехническому оснащению и развитию ДОУ. Трансформируемость, полифункциональность, вариативность и содержательная насыщенность помещений не в полной мере отвечают требованиям ФГОС ДО. Наличие в групповых помещениях большого количества стационарной мебели создаёт трудность у педагогов в создании развивающей предметно-пространственной среды. Выделенные проблемы и пути их решения определяют перспективы развития ДОУ. Обновления и реконструкции образовательного процесса не могут пройти одномоментно. Программа развития на 2018-2023 г.г. призвана осуществить переход от актуального развития ДОУ к инновационному постепенно, обдуманно, исключая стрессы и перегруженность деятельности, тем самым делая этот переход психологически комфортным для всех участников педагогического процесса. Направления деятельности, подвергшиеся анализу Возможные пути решения Анализ результатов совершенствовать, корректировать индивидуальные образовательные охраны и программы с учётом динамики развития ребёнка и возможностей ДОУ; укрепления расширять возможности дополнительных оздоровительных услуг на физического и платной и бесплатной основе. психического здоровья воспитанников Анализ результатов образовательного процесса в ДОУ совершенствовать работу педагогического коллектива (искать эффективные формы) по развитию у детей коммуникативных навыков, интеллектуальных способностей, умений самостоятельно усваивать знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим собой, способностей, предлагать 17 собственный замысел и самостоятельно воплощать его в продуктивной деятельности; расширять возможности и границы вариативных форм работы в оказании специальной профессиональной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидам – воспитанникам ДОУ; осуществлять поиск эффективных путей взаимодействия (индивидуально ориентированных) с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым общением (безусловно, приоритетным), современные технологии (Интернетресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении ДОУ и др.) Анализ кадрового создать условия для успешной аттестации и увеличения числа обеспечения педагогов и специалистов с первой квалификационной категорией, образовательного соответствие занимаемой должности и полное исключение педагогов без процесса категории; перепрофилирование педагогических кадров; создать условия для стабильной работы педагогического коллектива в режиме инновационного развития; профессионально и эффективно использовать в работе современные технологии; организовать мероприятия, способствующие повышению педагогической компетентности помощников воспитателей, обучить их взаимодействию с детьми на основе сотрудничества, взаимопонимания. Анализ материально изыскание дополнительных финансовых средств для осуществления – технического и поставленных задач за счёт привлечения спонсорских средств, введения финансового дополнительных платных услуг, участия ДОУ в грантовых программах, обеспечения ДОУ конкурсах с материальным призовым фондом. Угрозы (опасности): - угроза отставания в темпах внедрения инноваций в образовательный процесс; - отсутствие ключевых компетенций в области информатизации образовательной среды у отдельных педагогических работников; - трудности в получении платных дополнительных услуг (часть контингента обучающихся из неполных, материально малообеспеченных семей); - стереотипность мышления педагогов. 4. Концепция развития ДОУ В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе личностно18 ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению. Миссия детского сада – в объединении усилий ДОУ и семьи для создания условий, способствующих полноценному развитию ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, склонностями и интересами. Это будет обеспечиваться индивидуализацией образовательного процесса через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Обеспечение эмоционального благополучия будет достигаться посредством: уважительного отношения к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям; непосредственное общение с каждым ребёнком; создания условий для доброжелательных отношений между детьми. Философия жизнедеятельности МКДОУ «Детский сад «Чебурашка». Философия – это понимание смысла жизнедеятельности ДОУ через особую систему знаний и ценностей. Индивидуализация: взаимодействие всех участников образовательного процесса, ориентированное на интересы и возможности каждого. В нашем ДОУ мы стремимся создать условия для развития индивидуальных способностей, раскрытия заложенного природой потенциала, возможности самореализации. Здоровье: это состояние полного физического, психического и социального благополучия состояние гармонии. Наличие здоровья у человека – результат ведения им здорового образа жизни. Очень важно не только создавать условия для ведения здорового образа жизни, но и воспитывать на своём примере. Поэтому мы стремимся приобщить к ведению здорового образа жизни не только детей, но и их родственников, а также всех сотрудников ДОУ. Семья: в ней ребёнок находится в течение длительного периода своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Поэтому во взаимодействии с каждым ребёнком мы учитываем сложившиеся в его семье традиции, опыт воспитания. Сотрудничество, открытость: педагоги совместно с родителями обсуждают актуальные вопросы, решают возникшие проблемы, а также делятся информацией, опытом, идеями. Профессионализм, высокое качество образовательных услуг: развитие организации неотделимо от профессионального роста ее сотрудников. Педагоги нашего ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и умениями. Это достигается непрерывным обучением и постоянным повышением компетенций в разных формах. 19 Инновационность: педагоги ДОУ нацелены на самообразование, отбор и введение в практику новых эффективных технологий, форм, методов, повышающих эффективность образовательного процесса и отвечающих современным требованиям государственной политики. Вариативность и разнообразие: являются неотъемлемой составляющей образовательного процесса, как следствие социального заказа государства и родителей, а также исходя из особенностей развития детей. 4.1. Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения В ФГОС ДО целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования представлены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, исходя из которых мы может описать качества личности выпускника нашего ДОУ. Самостоятельность и инициативность. У ребёнка заложены основы для проявления личной инициативы в различных видах деятельности. Он обладает творческим мышлением и способен действовать не по шаблону, а достигать цели альтернативным способом. Ребёнок способен самостоятельно ставить проблему, добывать необходимую информацию для её решения, применять полученные знания в практической деятельности. Ответственность и самоконтроль. Ребёнок обладает навыками самоконтроля, умеет планировать, принимать решения и брать ответственность за них на себя, в том числе и по отношению к другим людям. Ребёнок понимает значимость своих действий. Умеет брать на себя такие обязанности, которые соответствуют его уровню развития и которые он может выполнить. Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка. Ребёнок обладает способностью составлять собственное мнение о себе и других людях, давать характеристику своим и чужим поступкам. Ребёнок признает за собой и за другими право быть непохожими, со своими интересами, привычками, умениями, а также национальными особенностями. Он знает свои сильные стороны, имеет опыт преодоления трудностей, обладает чувством собственного достоинства, а также имеет установку на положительное отношение к миру и другим людям. Ребёнок овладевает начальными представлениями о ценности своего здоровья и необходимостью вести здоровый образ жизни. Он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими. Социально-коммуникативное развитие. У ребёнка сложились надёжные доверительные отношения с родителями, педагогами. Он умеет устанавливать прочные дружеские взаимоотношения со сверстниками. Ребёнок проявляет любознательность в познании окружающего мира. Он умеет получать знания через собственный опыт: исследования, игру, взаимодействие. В любой момент ребёнок способен проявить сострадание, милосердие, оказать помощь другому человеку. Ребёнок не боится решать проблемы самостоятельно или обращаться за помощью к сверстникам. 20 Использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. У ребёнка развито умение и привычка слушать собеседника, делиться своими мыслями и точкой зрения. Он обладает первичными навыками публичного выступления. Выпускник детского сада обладает начальными знаниями о правилах и нормах жизни в семье, детском саду, обществе в целом, приобретает основы правового поведения. Независимое и критическое мышление. Ребёнок обладает способностью самостоятельно мыслить, логически рассуждать, обладает навыками простейшего абстрагирования, умеет самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы. Выпускник способен к принятию обоснованных решений (отклонить, согласиться или отложить) исходя из анализа собственного опыта и мнения собеседников, обладает гибкостью суждений. Иными словами, мы должны выпустить ребенка физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт с взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом. 4.2. Образ педагога дошкольного образовательного учреждения Ключевым условием для формирования компетенций ребенка является педагог со своими особыми компетенциями. Универсальные требования к педагогу сформулированы в профессиональном стандарте педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от «18» октября 2013г.) и в ФГОС ДО, представленные в виде трудовых действий, необходимых умений, знаний и других характеристик. Кроме этого, каждый педагог нашего детского сада разделяет и следует ценностям, формирующим корпоративный дух организации. Личность может воспитать только личность. Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов детского сада с детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них, приняли новую тактику общения – субъект - субъектное отношение, основанное на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат): 1. Профессионализм воспитателя: • имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку; • владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам; • свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровье формирования, использует их как основу в своей педагогической деятельности; • владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы; • умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода; 21 • владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми; • проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности; • умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе; • стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала; • реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей; • владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг. 2. Проявление организационно-методических умений: • использует в работе новаторские методики; • включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии; • владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности. 3. Личностные качества педагога: • четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований; • имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества; • обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью; • владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе; • обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей; • креативен; • воплощает идеи гуманизации педагогического процесса; • развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме; • ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума. Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего. 4.3. Модель будущего детского сада (как желаемый результат) Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 2 мес. до 7 лет, их социализации и самореализации. 22 Перспектива новой модели организации предполагает: эффективную реализацию образовательной программы воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие; обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей; личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов; расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения; обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материальнотехническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования; четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса; усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса; принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы обучения и развития, возможность самостоятельного поведения; высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам и неорганизованным детям населения. Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации программы развития. Всё вышеизложенное определяет основную линию концепции Программы развития ДОУ на 2018-2023 г.г. Для создания модели современной дошкольной образовательной организации необходим переход к образовательной модели с ведущим фактором индивидуально-личностного и интерактивного взаимодействия. 4.4. Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения Новая Программа развития направлена на создание таких условий пребывания ребенка в ДОУ, чтобы ему хотелось не только пребывать в детском саду, не только обучаться, но и получать радость от успеха своей деятельности, быть в центре внимания своих сверстников, получать одобрение своих педагогов, быть успешным. Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к оценке образовательных результатов воспитанников, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности педагогов и специалистов, уровня системы управления качеством образования в ДОУ. 23 Конечно, ключевой фигурой современной образовательной системы является ПЕДАГОГ, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде педагогов. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса педагога становится разработка политики по формированию нового функционала педагогов как новой общественной элиты, поэтому педагог должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность воспитанников. Материальная составляющая инфраструктуры ДОУ направлена на обеспечение физической и психологической безопасности. Для поддержания современной инфраструктуры ДОУ необходимо повысить качество сервисного обслуживания самого здания детского сада, территории к нему прилежащей. Модель информатизации ДОУ предполагает использование информационной среды детского сада для планирования образовательного процесса каждым педагогом, обладающим профессиональной ИКТ - компетентностью. Методическую составляющую инфраструктуры необходимо переориентировать на поддержку деятельности каждого педагога и специалиста: наличие свободного доступа к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам. Организационная составляющая инфраструктуры ДОУ направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений педагогов, их личностного и профессионального роста. 4.5. Механизм реализации Программы Развития Механизмом реализации программы Развития ДОУ является составляющие ее проекты и программы. Научно-методическое и организационное сопровождение реализации проектов программы будут осуществлять рабочие группы, созданные из числа администрации, педагогов, родителей воспитанников, представителей общественных организаций и учреждений социального партнёрства. Разработанная в Программе концепция развития ДОУ будет использована в качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при разработке годовых планов. Мероприятия по реализации проектов и программ включаются в годовой план работы образовательной организации. Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение корректировок в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом педагогическом совете, рассматриваться на родительских собраниях и представляться через Публичный доклад заведующего ДОУ ежегодно. Предполагается организация и проведение серии семинаров, способствующих психологической и практической готовности педагогического коллектива к деятельности по реализации проектов. 4.6. Критерии оценки эффективности и реализации Программы Развития ДОУ Согласованность основных направлений и приоритетов программы с федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми документами в области образования. Реализация учреждением ФГОС дошкольного образования. 24 Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса. Рост материально-технического и ресурсного обеспечения ДОУ. Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством предоставляемых ДОУ услуг. 5. Основные направления Программы развития ДОУ 1. Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников на основе научно обоснованных технологий. 2. Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника, создание условий для успешной социализации и гражданского становления личности воспитанников. 3. Развитие потенциала педагогического коллектива и кадровое обновление. 4. Совершенствование структуры управления ДОУ. Задачи этапа Внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие деятельность ДОУ в связи с изменяющимися условиями Укрепление связей с имеющимися ресурсными партнерами и поиск новых ресурсных партнеров Поиск и внедрение методов повышения мотивации к личностному и профессиональному росту педагогов. Создание материально-технических и финансовых условий для работы ДОУ. 2019 2020 2021 2022 2023 * * * * * * * * * * * * * * Поддержание и укрепление имеющихся связей с ресурсными партнерами Реализация мероприятий по основным направлениям, определённым Программой Развития; Заведующий ДОУ, Заведующий ДОУ * * * * * * Внесение поправок в «Положение о распределении стимулирующего фонда заработной платы» Разработка дальнейших перспектив развития системы взаимодействия с другими социальными институтами Ответственные Заведующий ДОУ, старший воспитатель, председатель ПК Заведующий ДОУ, завхоз Заведующий ДОУ, председатель ПК, * * * * * Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагог-психолог Заведующий ДОУ, старший воспитатель Заведующий ДОУ, ст.вос-питатель, завхоз 25 Обновление содержания и форм деятельности для родителей Ст.воспитатель, педагог-психолог Качественная разработка программного обеспечения воспитательно образовательного процесса ДОУ * * Организация методического сопровождения педагогов по повышению профессионального уровня и качества работы: * * * * * * * * * * * * * * - изучение, овладение и создание базы современных игровых технологий; - разработка, апробация и внедрение авторских игровых технологий, проектов; Заведующий ДОУ, ст. воспитатель, творческая гр. Заведующий ДОУ, старший воспитатель, творческая группа, специалисты ДОУ - формирование компетенций педагогов для работы с детьми с ОВЗ; - создание условий для обобщения и распространения педагогами успешного педагогического опыта; - обеспечение качества участия педагогов ДОУ в конкурсах профессионального мастерства Создание условий для качественной реализации здоровьесберегающих мероприятий и программы физического развития дошкольников «Крепыш»: - обновление спортивного оборудования; - приведение программно-методического обеспечения в соответствие требованиям ФГОС ДО; - внедрение современных форм осуществления физультурнооздоровительных мероприятий; - включение родителей в образовательный процесс; - повышение квалификации воспитателя по физической культуре; - обеспечение информационной открытости. Расширение программного содержания в вариативной части ООП, формируемой участниками образовательных отношений с * * * Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги ДОУ * Заведующий ДОУ, ст. воспитатель, 26 учётом потребностей детей и родителей (законных представителей) Совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи с учетом индивидуальных потребностей: - привлечение родителей к непосредственному участию в управлении ДОУ; - участие родителей в оценке качества реализации ООП, в том числе вариативной части; - поиск и внедрение новых форм и методов приобщения родителей к жизнедеятельности ДОУ, с использованием современных ИКТ. Выполнение предписаний органов контроля и надзора творческая группа, специалисты ДОУ * * * * Укрепление имеющейся материально * технической базы (приобретение нового современного оборудования, пособий, оргтехники и др.) Проведение проблемно-ориентированного анализа состояния МТБ обеспечивающего функционирование ДОУ; реализацию ООП и других образовательных программ Мониторинг психолого-педагогических условий, созданных в ДОУ для качественной реализации образовательных программ * * * * * * * * Заведующий, завхоз * Заведующий ДОУ, завхоз Заведующий ДОУ, завхоз, ст.воспитатель * * Оценка уровня включеннос-ти педагогов родителей в инновационную деятель-ность ДОУ * * Опрос родителей на предмет удовлетворенности созданными условиями для детей в ДОУ, качеством деятельности * * * * Оценка качества участия педагогов в конкурсах про-фессионального масстерства, мероприятиях по рассп-ространению опыта педаго-гической деятельности * Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагог-психолог * * * * * * * * * Заведующий ДОУ, старший воспитатель * Заведующий ДОУ, старший воспитатель, * Заведующий ДОУ, ст. воспитатель, педагог-психолог * Заведующий ДОУ, старший 27 педагогов Анализ результатов мони-торинга индивидуального развития воспитанников, участия в творческих, ин-теллектуальных конкурсах воспитатель * * * * * Заведующий ДОУ, ст. воспитатель, педагоги ДОУ Проведение корректировки мероприятий по реализации Программы Развития в соответствии с результатами мониторинга * Заведующий ДОУ, завхоз, ст. воспитатель Предоставление аналитического материала на педсовете ДОУ, общем родительском собрании, разместить на сайт ДОУ * Заведующий ДОУ, старший воспитатель * Заведующий ДОУ, завхоз, ст. воспитатель Определение проблем для разработки новой Программы Развития 5. Планируемый результат В жизнедеятельности ДОУ произойдут качественные изменения, которые придадут детскому саду современный облик и высокую конкурентно способность на рынке образовательных услуг; созданные условия будут удовлетворять требования ФГОС ДО, позволят оказывать качественные образовательные услуги с учётом социального заказа государства и родительского сообщества ДОУ. Система управления ДОУ будет соответствовать требованиям современности: • Будет совершенствоваться и внедрена в практику внутренняя система оценки качества образования, как средство управления ДОУ. • Локальные акты ДОУ будут соответствовать современной нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность образовательных организаций • Система мотивации и стимулирования педагогов позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг. • В ДОУ будет удовлетворен запрос родителей на дополнительные образовательные услуги. Материально-техническая база будет обновлена и расширена, в соответствии с требованиями времени и задачами деятельности коллектива. Методическая служба ДОУ обеспечит сопровождение воспитательно образовательного процесса, через качественную разработку и подбор учебно-методического комплекта программ дошкольного образования (ООП, АООП, вариативные программы, как часть формируемая участниками образовательных отношений). Кроме того, методическая служба ДОУ будет способствовать: • повышению профессионального уровня и качества работы в организации воспитательнообразовательного процесса; • освоению теории и применении на практике современных развивающих, игровых технологий в работе с детьми и родителями; 28 • психолого-педагогические условия будут соответствовать ФГОС ДО. Система работы с родителями претерпит качественные положительные изменения: • Родители будут включены непосредственно в воспитательно-образовательный процесс, и будут являться субъектами деятельности • В работе с родителями будут использоваться современные, интерактивные, нетрадиционные формы, ИКТ, которые будут способствовать включению родительского сообщества в жизнедеятельность ДОУ. Взаимодействие с ресурсными партнерами • расширены и укреплены связи ДОУ с партнерами; • отношения будут строиться на договорной основе 29 Нормативно-правовые Программы развития документы, использованные при разработке Международно-правовые акты: · Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изм. и доп.); · Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89, вступила в силу для СССР 15.09.1990); · Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959). Законы РФ: · Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.); · Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 №223 ФЗ (с изм. и доп.); · Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изм. и доп.); · Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Документы Федеральных служб: · Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (Утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от15 мая 2013 г. N 26). Нормативно-правовые документы Минобразования России: · Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 30 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)