Цель: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Задачи: • Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития. • Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к обучению в школе. • Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно- развивающей работы. • Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей. • Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения. Основные направления работы: 1. Диагностическое. 2. Коррекционно – развивающее. 3. Консультативное. 4. Просветительское и профилактическое. 5. Организационно-методическое Формы работы: • наблюдение; • беседа; • анкетирование; • развивающие занятия;• тренинги;• консультации Сентябрь 1. Оформление рабочей документации. 2. Наблюдение за детьми в младших группах в период адаптации. 3. Проведение профилактических занятий на снятие психоэмоционального напряжения в адаптационных группах. 4. Скрининговая диагностика готовности детей к школе в старших группах. 5. Скрининг (совместно с педагогами) психологического фона, познавательной личностной и эмоционально-волевой сфер у детей младших групп (выявление группы риска). 6. Формирование группы риска, составление индивидуальных программ на каждого ребенка в группе риска. 7. Консультация для педагогов младшей группы. Тема: «Адаптация трудный и важный период» (анкетирование, рекомендации, памятки). 8. Рекомендации по результатам мониторинга адаптации детей. 9.Выявление детей группы риска: с проблемами в адаптации, развитии, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение). 10. Подведение итогов адаптации детей к ДОУ (аналитическая справка). 11. Подведение итогов по результатам диагностики готовности к школе (аналитическая справка). 12. Первичная диагностика родителей (анкетирование) по определению психолого-педагогических параметров готовности детей к поступлению в ДОУ. 13. Выступление на родительских собраниях в адаптационных группах,тема: «Помогите вашему ребенку скорее привыкнуть к детскому саду». 14. Выступление на собрании в старших группах,тема: «Скоро в школу!». 15.Анкета для родителей детей старших групп «Готов ли ваш ребенок к школе?». 16. Индивидуальное консультирование родителей по запросам. 17.Оформление информационных уголков: -«Советы родителям в период адаптации»; - «Советы маме»; - «Психологические особенности возраста» (старшие, средние и младшие группы); «Помогите своему ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду» (адаптационные группы). Октябрь 1 Диагностика психологического фона, познавательной личностной и эмоционально-волевой сфер у детей средных групп (выявление группы риска методика Павлова Руденко). 2. Составление психолого-педагогических заключений на детей группы риска. 3. Формирование подгрупп для проведение коррекционно—коррекционноразвивающей работы по развитию познавательной, личностной и эмоциональноволевой сфер.(средные группы) 4.развивающей работы: с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения по индивид. программам); 5. в старшей группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно»); 6.. Индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций воспитателям. 7.. Изучение актуальных запросов педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей. 8..Консультация: «Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к обучению в школе». 9.. Консультирование по интересующим вопросам 10. Участие в родительских собраниях по вопросам развития, воспитания и обучения детей. 11.Наглядная стендовая информация: «Скоро в школу! Родители вы готовы?» (старшие группы); - «Кризис 3-х лет» (младшие группы); - «Если ребенок не слушается…» (средние группы). Индивидуальное консультирование, выдача рекомендаций. Ноябрь 1.Диагностическое обследование проблемных детей – формирование банка данных,(старшие группы) 2. Составление психолого-педагогических заключений. 3. Проведение коррекционно—развивающей работы: - с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения по индивид. программам); - в старшей группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно» 3. Рекомендации по улучшению психологического комфорта детей в ДОУ. 4.Консультация: «Сенсорное и речевое развитие детей четвертого года жизни». 5 Познавательно-деловая игра для педагогов «Палитра эмоций». 6. Консультирование по интересующим вопросам 7.Оформление в группах информационных уголков психологической консультации: - «Домашняя работа для пальчиков» (старшие группы); - «Наказывая, продумай!» (средние группы); --«Детское непослушание» (2- младшая группа). По запросам педагогов. 8. Индивидуальное консультирование, выдача рекомендаций. 9. Разработка памяток по запросу воспитателей. Декабрь 1. Изучение микроклимата в старшей группе(методика секрет) 2. Индивидуальные рекомендации по интересующим вопросам. 3.Консультация: «Какой он – одаренный ребенок 4. Тренинг- занятие с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания» из программы «Помоги себе сам». 5.Оформление в группах уголков психологической консультации: «Что нужно сделать, чтобы ребенок убирал игрушки» (младшие группы); «Детская ложь. Как с ней бороться» (старшая группа); «Если ребенок агрессивен.» (средняя группа); «Капризы и упрямство» (адаптационные группы). 7. Консультирование по интересующим вопросам. Январь 1. Диагностическое обследование детей младших групп (сравнение с началом года). 2. Проведение коррекционно—развивающей работы: с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения по индивид. программам); в старшей группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно»); 3. Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми. 4. Изучение психологического микроклимата в ДОУ (методика Ф. Фидлера). 5. Консультирование по интересующим вопросам. 6. Тренинг- занятие с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания» из программы «Помоги себе сам». 7.Разработка памяток для родителей: - «Кризис 7 лет» - «Ребенок со страхами» 9.Оформление уголка психологических консультаций: - «Медлительные дети» (средние группы); - «Капризы и упрямство» (младшие группы); - «Если Ваш ребенок боится…» (старшие группы). 10. Консультирование по интересующим вопросам. Февраль 1.Повторное диагностическое обследование детей средних групп, составление психологическмх характеристик (выявление проблемных категорий детей). 2. Проведение коррекционно—развивающей работы: с детьми группы риска средняя группа (коррекционные игры и упражнения по индивид. программам); в старшей группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно»); 3. Сбор диагностических данных для оформления психолого-педагогического заключения на детей 4. Тренинг- занятие с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания» из программы «Помоги себе сам». 5. Консультирование по интересующим вопросам 6.Оформление в группах уголков психологической консультации: -«Готов ли ребенок к школе» (старшие группы); - «Ребенок- телезомби» (средние группы); - «Если ребенок рассеян…» (старшие группы); - «Если ребенок не слушается родителей…» (младшие группы); - «Капризный ребенок» (младшие группы); По запросу. 7. Индивидуальное консультирование по запросам родителей. 8.Подготовка памяток: «Утомляемый, истощаемый ребенок» Март 1.Повторное диагностическое обследование детей старших групп. 2. Проведение коррекционно—развивающей работы: - с детьми группы риска старшая группа (коррекционные игры и упражнения по индивид. программам); - в старшей группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно»); 3. Изучение творческого потенциала педагогов (методика Е. Торранса для взрослых). 4. Консультирование по интересующим вопросам 5. Выступления на родительских собраниях (по плану воспитателей). 6.Наглядная стендовая информация: - «Готовим руку к письму» (старшие группы); - «О наказаниях и поощрениях» (2-я младшая группа); - «Игра – это серьезно»; (средняя группа); - «Почему ребенок врет» (старшие группы); - «Что нужно знать родителям о кризисе 3-х лет» (1-я младшая группа) Апрель 1.Вторичная диагностика готовности детей к школе (методика Ясюкова Л.А.) 2. обработка психолого-педагогического заключения на детей. 3. Проведение коррекционно—развивающей работы: - с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения по индивид. программам); - в старшей группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно»); 4. Составление рекомендаций. 5. Консультирование по интересующим вопросам 6.Наглядная стендовая информация: - «Тревожный ребенок» (средние группы); - «Медлительный ребенок» (старшие группы); - «Психологическое здоровье» (младшие группы); - «Развиваем мышление» (старшие группы). «Развиваем кругозор старшего дошкольника» 7. Анкета для родителей «Готова ли ваша семья к поступлению в первый класс» Май 1.Написание аналитических отчетов: - готовности детей старших групп к школе; - о проделанной работе за учебный год. 2. Проведение коррекционно—развивающей работы: с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения по индивид. программам); 3 в старшей группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно»); 4. Выступление на педагогическом совете «Итоговый аналитический отчет психолога, о проделанной работе за год», перспективы коррекционно-профилактической работы на следующий учебный год. 5. Консультирование по интересующим вопросам. 6. Консультации, рекомендации, выдача памяток воспитателям адаптационных групп в следующем новом учебном году. 7. Составление домашнего задания детям недостаточно подготовленных к школе. 8.Наглядная стендовая информация: - «Поведение в семейном конфликте» (средние группы); - «Ребенок и компьютер» (старшие группы); - «Скоро в школу мы пойдем» (старшие группы); - «Развиваем мышление» (средние группы); - «Если ребенок не любит врачей» (младшие группы). 9. Индивидуальное консультирование по запросам родителей. 10. Оформление памятки «Как подготовить ребенка к поступлению в ДОУ» ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА 1. Заполнение журналов учёта работ педагог-психолога 2.Аналитический отчёт по результатам учебного года 3.Посещение семинаров, мастер-классов, тренингов 4. Подготовка к коррекционно-развивающим занятиям, тренингами, семинарам, мастер-классам 5. Разработка рабочих программ, индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов), программ индивидуального сопровождения и т 6.Заполнение журнала взаимодействия педагога-психолога с воспитателями. 7 .Пополнение предметно-развивающей среды 8. Изучение профессиональной литературы 9. Заполнение психологической карты развития ребёнка 10. Обработка результатов диагностик, заполнение протоколов, написание заключений, отчётов, подборка диагностического инструментария и т.д.