МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» Подготовила: старший воспитатель Гаджимагомедова А.Х. 2021 год. МКДОУ «Детский сад «Чебурашка» с приоритетным художественно-эстетическим направлением с. Ленинаул Казбековского района Республики Дагестан является звеном муниципальной системы образования, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции их развития. Педагогическую деятельность осуществляют 20 педагогов. Из них: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, 2 педагога дополнительного образования и логопед. Педагогическими кадрами ДОУ укомплектовано полностью. Уровень квалификации педагогов: Высшая квалификационная категория -2 Первая квалификационная категория-13 Соответствие занимаемой должности- 5 Прохождение курсов повышения квалификации В течение учебного в ДИРО прошли курсы повышения квалификации: Абакарова С.Н., Абдулаева С.С., Абдусамадова З.Ю, Бигишиева Н.С., Гаджимагомедова А.Х., Гамзатова З.А., Гереханова В.Х., Лахитова Э.С., Меджидова А.,Сайдулаева К.М., Умарова М.В., Хасаева П.М., Султанбегова А.К. В ДОУ процесс повышения квалификации является целенаправленным, планомерным. Все педагоги обязаны пройти КПК каждые 3 года. Руководит коллективом Алтумирзаева П.А. Образование высшее. Старший воспитатель- Гаджимагомедова А.Х. Образование - высшее. В ДОУ «Чебурашка» функционируют 8 групп: Вторая группа раннего возраста (от 2-3 лет) – 1 группа Разновозрастная группа – 1 группа; Младшая группа (от 3 до 4 лет) – 1 группа; Средняя группа (от 4 до 5 лет) – 2 группы; Старшая группа (от 5 до 6 лет) – 3группы. Учреждение постоянно работает над улучшением материально-технической базы. На территории детского сада находятся: игровые площадки со спортивно-игровыми конструкциями, беседки, песочницы. МКДОУ «Д/с «Чебурашка» осуществляет свою правовую, образовательную и хозяйственную деятельность в соответствии: с Законом «Об образовании РФ». ФГОС ДО. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по ООП и ОПДО. Уставом МКДОУ «Д/с «Чебурашка». Содержание дошкольного образования в ДОУ определяется программой «От рождения до школы » , под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. В целях комплексного решения речевых задач дошкольников используются методические рекомендации Комаровой, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой. На занятиях по ИЗО используются технология разработанная кандидатом педагогических наук М.М. Байрамбекова, а также Комаровой. Работа коллектива МКДОУ «Д\с «Чебурашка» в 2020-2021 учебном году была направлена на решение следующих задач: Повысить качество развития речевых навыков дошкольников через использование современных образовательных технологий и методик. Продолжать работу ДОУ по сохранению и укреплению здоровья посредством создания условий для формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у всех участников образовательных отношений. Основные цели: Обеспечение специалистов ДОУ программой действий, объединяющей аналитическую и развивающую работу с детьми; Внедрение эффективных педагогических технологий обеспечивающих широкий выбор оптимальных средств развития. В 2020 - 2021 учебном году согласно годовому плану были проведены все намеченные мероприятия. Значительно повысился уровень организационнометодической работы, что выразилось в чёткой организации работы педагогических советов и методических консультаций. Мероприятия проводились в соответствии с намеченным планом работы ДОУ. Педагоги обменялись опытом работы. Консультации, семинары помогли воспитателям более интересно и методически правильно планировать, и организовывать работу по раскрытию творческих способностей детей. Анализ прошедших педсоветов и методических консультаций показал высокую активность их участников, стремление к приобретению новых знаний и навыков, умение педагогов следить за новыми тенденциями в педагогике и применять их на практике. Перечень работ, проведенных для выполнения поставленных задач и выполнения всего годового плана, направленные на повышение квалификации педагогических кадров: Педсоветы: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития речи, как условие улучшения речевых способностей дошкольников», «Сохранение и укрепление здоровья посредством создания условий для формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни» «Нестандартные формы работы по речевому развитию детей». Открытые просмотры педагогического процесса: Герехановой В.Х.интегрированное, ФЭМП, ознакомление с окружающим миром; Хасавой П.М.аппликация, развитие речи; Темиргишиевой М.Г.- интегрированное, аппликация (региональный компонент); Сайдулаевой К.М.- интегрировванное, ФЭМП, аппликация, физическая культура на воздухе; Магомедовой Х.Г.ФЭМП; Юнусова С.К.- музыка; Абакарова С.Н. – аппликация; Гамзатова З.А.рисование, развитие речи, лепка; Меджидова А.М.- ФЭМП; Амаева М.П.ознакомление с окружающим миром; Лахитова Э.С.- физическая культура; Гамзатова З.А.- развитие речи; Юнусова С.К.- музыка; Абакарова С.Н.обучение русскому языку; Умарова М.В.- рисование; Султанбегова А.К.физическая культура. Семинары «Знай и люби свой край родной», «Совместная работа педагогапсихолога и воспитателей по речевому развитию дошкольника». Тематический контроль: «Качество развития речевых навыков дошкольников через использование современных образовательных технологий и методик», «Условия для формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у всех участников образовательных отношений». Консультации: «Организация двигательной активности в режиме дня в условиях реализации ФГОС»; «Формирование звуковой культуры речи»; «Инновационные развивающие технологии, методы, и приемы, направленные на развитие речи детей»; «Утренняя гимнастика с учетом психофизических особенностей детей»; «Как развивается речь ребенка». Конкурсы среди групп : «Лучшее новогоднее оформление групп», «Уголок декоративно- прикладного искусства», «Воспитатель года», конкурс детского рисунка «Моя семья», конкурс чтецов «Дагестан мой край родной», конкурс детского рисунка "Мы единая семья!" Регулярная проверка воспитательно- образовательных планов педагогов. Общие и групповые родительские собрания на темы, указанные в годовом плане. Тематические недели. МО: «Содержание работы по речевому развитию, распределение работы по речевому развитию по возрастам»; «Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья посредством создания условий для формирования культуры здоровья, Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. Презентация»; «Задачи речевого развития, Принципы реализации задач ОО «Речевое развитие» Мероприятия- «День дошкольного работника», «День открытых дверей» во всех группах», «Осенний бал», Литературная гостиная "Осень, осень -ты краса!", развлечение «Осенние забавы», Досуг «Правила пожарной безопасности», флэшмоб "Азбука безопасности на дорогах" «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Победы», «Выпускной бал», Спортивный досуг «Путешествие в страну здоровья», «День здоровья», «Агитбригада по обучению детей ПДД», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», «Зимние забав», Встреча с воинами афганцами "Память в сердцах", «Декада науки», профилактическое мероприятие «Внимание-дети!», Досуг «Стоп! Коронавирус!», «Наши рекорды- тебе моя Родина», Мероприятие к 100летия со дня образования ДАССР «Очаг», викторина «Знатоки математики» Были проведены выставки детских работ: «Осень в ДОУ», «Волшебный сундучок осени» (поделок из природного материала и овощей), «Мастерская Деда Мороза», «Наши отважные папы», «Подарок маме», «Милые мамочки». Сравнительный контроль: «Создание условий для речевого развития детей в группе (старшие группы)» Совещания при заведующей: «Анализ выполнения программы по каждому разделу». Систематическая работа с молодыми специалистами. Ежемесячный оперативный контроль по вопросам намеченных в плане оперативного контроля. Систематизация работы по темам самообразования каждого педагога. Аттестация педагогов: - на первую квалификационную категорию: Магомедова Х.Г., Султанбегова А.К., Сусурбиева М.В., Умарова М.В. -на высшую квалификационную категорию- Абакарова С.Н., Гаджимагомедова А.Х. Курсы повышения прошли: Абакарова С.Н., Абдулаева С.С., Абдусамадова З.Ю, Бигишиева Н.С., Гаджимагомедова А.Х., Гамзатова З.А., Гереханова В.Х., Лахитова Э.С., Меджидова А.,Сайдулаева К.М., Умарова М.В., Хасаева П.М., Султанбегова А.К. Был систематически проведен обзор новых журналов и газет. В начале года педагогами и медицинской сестрой ДОУ было проведено обследование физического здоровья детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья детей, перенесенные инфекционные заболевания, эмоциональный настрой, дети в группах делятся на подгруппы и намечаются пути их оздоровления. В начале каждого учебного года педагогами и медсестрой проводится обследование психофизического развития детей. Участие МКДОУ д/с «Чебурашка» на районных и республиканских мероприятиях и конкурсах в 2020- 2021 учебном году: Воспитатель Темиргишиева М.Г. приняла участие на районном этапе конкурса «Воспитатель года -2021» и стала финалисткой конкурса. Приняла участие в районном заочном конкурсае«Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах» в номинации «Методические разработки, передовой опыт, достижения в образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге» и стала победителем. Работа Темиргишиевой представлена на региональный уровень. Воспитатель Магомедова Хадижат приняла участие в районном конкурсе «Безопасные дороги детства». Старший воспитатель Гаджимагомедова А.Х. приняла участие в республиканской научно-практической конференции «Государственный язык Российской Федерации и языки народов Дагестана: теория, практика, перспективы обучения», посвященная Международному дню родного языка. Приняла участие в районном конкурсе педагогического мастерства «Моя педагогическая находка» и заняла призовое место. Воспитатель Умарова М.В. представила конкурсный материал на районный заочный конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах» в номинации «Семья, семейное воспитание, взаимодействие с семьями учащихся, опыт проведения мероприятий, родительских собраний, акций «Родительский патруль» и заняла призовое второе место в районе. Приняла участие в районном конкурсе профессионального мастерства "Лучшая организованная образовательная деятельность на родном языке" в номинации "Познавательное развитие" и заняла 1-е место. Работа Умаровой была представлена на республиканский этап, где ее работа была выделена грамотой. Воспитатели средней группы Амаева М.П., Сайдулаева К.М., Хасаева П.М. приняли участие на районном заочном конкурсе «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах» в номинации «Оформление классов, групп, кабинетов, уголков безопасности, информационных стендов» и заняли призовое третье место. Педагоги Абдулатипова А.А., Умарова М.В, Хасаева П.М., Темиргишиева М.Г. принимали участие в районном конкурсе "Инновационные формы сотрудничества с родителями и социальными партнерами" в разных номинациях. работы всех четырех педагогов удосужились призовых мест Педагог-психолог Сусурбиева М.В. приняла участие в районном конкурсе Моя педагогическая находка». Музыкальный руководитель Юнусова С.К. приняла участие в районном конкурсе «Лучшая дидактическая игра» и заняла 2-е место. Заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, а также все воспитатели приняли участие в районных МО, семинарах по плану работы на 2020-2021 учебный год. Содержание и методы воспитания и обучения детей, реализуемые в д/с «Чебурашка». В МКДОУ «Д/с «Чебурашка» используется современная форма организации обучения, групповые занятия сочетаются с подгрупповыми. Своей главной задачей коллектив детского сада считает создание благоприятных условий и хорошего микроклимата для максимального развития личности каждого ребенка, формирования его готовности к дальнейшему развитию. Реализуемые в ДОУ программы помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышают их информативный уровень и способствуют применению полученных знаний, умений и навыков в их практической деятельности. Система ООД ориентирована на потенциальную социально- психологическую, интеллектуальную и физическую подготовку дошкольников, на основе диагностики координируются содержание педагогического процесса инструктором по физической культуре и воспитателями. Наряду с традиционными формами работы по физической культуре (физ. занятиями, утренней гимнастики, физ. Минутками, подвижными играми на прогулке), введены и нетрадиционные формы:(оздоровительный бег, дыхательная гимнастика). Используется опорная схема при разучивании новых упражнений. Одним из основных моментов деятельности ДОУ является укрепление здоровья детей. Медико-педагогическим персоналом сада определены основные направления воспитательно-образовательной работы с детьми: Оценка здоровья ребенка при постоянном и ежедневном контроле состояния здоровья (введение обсервационных журналов, совместные обходы групп медсестрой, старшим воспитателем и заведующей); Помощь, педагогическая поддержка в период адаптации ребенка в условиях ДОУ; Обеспечение комфортной обстановки и эмоционального благополучия ребенка; Воспитание у дошкольников потребности к здоровому образу жизни (обеспечение сбалансированного питания, профилактика вредных привычек); Поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями по вопросам закаливания и охраны здоровья детей. Одной из важных задач ДОУ является интеллектуальное развитие воспитанников. Мир ребенка- это конкретное существование в настоящий момент. То, что окружает ребенка с данный момент это и привлекает его внимание, а это реальные предметы и явления. В детском саду идет процесс обновления предметно-развивающей среды. Продуманное размещение игрового и дидактического материала позволяет детям свободно двигаться и заниматься с любыми видами деятельности, как в групповой комнате, так и в спальне и раздевалке. Все игры эстетически оформлены, имеют занимательный характер и хорошо воспринимается дошкольниками. Как известно, игра является ведущим видом деятельности детей. Именно в игре закладываются основы будущей личности. Для этого в групповых комнатах оформлены соответствующие игры. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связано со всеми сторонами воспитательного процесса. Педагоги развивают эстетическое отношение детей окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры, средствами искусства, и литературы. Огромная роль в эстетическом воспитании отводится музыкальной деятельности. Музыкальный руководитель ДОУ обеспечивает разносторонность музыкального развития всех и каждого, творчески подходит к музыкально-образовательному процессу, внося в работу с детьми интересные находки. Были проведены утренники: «День знаний», «День дошкольного работника», «Дни открытых дверей», «Осенний бал», «Новый год», «Зимний спортивный праздник», «День защитника Отечества», «Марта», «День победы», «До свидания детский сад». Развлечения: «Ау к бабушке», « В гостях у Айшат», «Навруз-Байрам». Методическая работа. Методическая работа занимает особое место в системе управления нашего детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов, обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога детского сада по-прежнему остается одной из самых важных. Рассмотрев задачи и особенности методической службы, мы проанализировали методическую работу, проводимую в нашем ДОУ. На данный период она представляет собой многоуровневую структуру различных видов и форм работы. Это: Педсоветы; Самообразовательная работа; Консультации; Семинары-практикумы; Практические конференции; Дискуссии и др. Методическая работа с кадрами постоянно совершенствуется. Главное в нашей методической работе - оказание реальной, действенной помощи воспитателям в развитии их мастерства, профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. Поэтому развитие системы методической работы с педагогическими кадрами, с целью повышения эффективности ее функционирования осуществляется в нашем ДОУ в соответствии с рядом важнейшими требованиями, вытекающих из объективных закономерностей процесса повышения профессиональной квалификации воспитателей, а именно: Практической направленности; Научности и конкретности; Системности и систематичности; Оперативности и оптимального сочетания различных форм и методов методической работы. Система работы с родителями. В детском саду «Чебурашка» сложилась система работы с родителями воспитанников. В основе этой системы – изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, хобби, настроенность на взаимодействие с педагогическим коллективом ДОУ); образовательные запросы родителей. В структуре этой системы: Педагогическое просвещение родителей (дифференцирование в соответствии с образовательными запросами, уровнем психолого-педагогической культуры) через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации; Информирование родителей о состоянии и перспективах работы ДОУ в целом, отдельных групп через родительские собрания, родительские конференции; Включение родителей в образовательный процесс ( через привлечение родителей, чаще педагогов-специалистов, к проведению отдельных занятий, демонстрацию личностных достижений воспитанников): Групповые родительские собрания, Индивидуальные беседы, Анкетирование родителей, Общие родительские собрания, Участие в подготовке проведения детских праздников, развлечений. Работа по совершенствованию развивающей среды в ДОУ проводится в соответствии с перспективным планом работы по всем возрастным группам. В нашем детском саду окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровней активности. Результативность образовательного процесса. Важнейшим показателем результативности воспитательно-образовательного процесса и деятельности ДОУ в целом является положительная динамика личностного развития ребенка. Сравнительный анализ результатов исследования, проведенного психологом, позволяет выявить тенденции к нормализации уровня тревожности, конфликтности. Анализ, проводимый педагогами-воспитателями в группах позволил нам сделать следующие выводы: Дети владеют в достаточной степени понятиями, определениями, умеют ориентироваться в информации в соответствии с возрастными нормами, т.е. обеспечивается базисный минимум, заложенный в программе; При этом в старших группах дети обладают большим объемом информации культурологического характера и что более важно- высоким уровнем мотивации к занятиям, содержание и формы которых ориентированы на познание и приобщение к русской национальной региональной культуре. Наблюдения за жизнедеятельностью воспитанников, поведением в различных ситуациях, анализ продуктов детской деятельности осуществлялись на уровне выпускников ДОУ в период адаптации к школе. В целом дети проявляют самостоятельность (в соответствии с возрастными нормами): выполняют задания полностью сами, способны к принятию помощи (инструктивной). Способны к коллективной деятельности. Психолог Сусурбиева М. провела диагностику готовности детей к школе. Диагностическая деятельность в 2020-2021 учебном году была направлена на оценку детей старших групп о готовности к школьному обучению. Сопровождение педагога-психолога с данной категорией идет по нескольким направлениям: диагностика (скрининг) на определение развития мотивационноволевой сферы, произвольного внимания, произвольной регуляции поведения, познавательной сферы дошкольников. Диагностика проводилась в конце учебного года. Использовались следующие методики: «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Семаго, М.Семаго, методика «Рисунок человека» «Ориентационный тест школьной зрелости Керна -Йерасека». Цель - изучение мотивационной, интеллектуальной, психофизиологической и произвольной сфер готовности к обучению. Диагностикой были охвачены 59 воспитанников. Результаты обследования : Высокий уровень (готовность) - 32 детей; Средний уровень (условная готовность) - 24 детей; Низкий уровень (условная неготовность)- 3 детей. Цель работы педагога-психолога: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всесторонне развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. В работе по художественно-эстетическому воспитанию детей, для реализации задач выбраны два направления- хореографическое искусство и театрализованная деятельность. Эти два направления имеют много общего и как бы дополняют друг друга. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография- это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, т.е. мир волшебного искусства. Что касается театрализованной деятельности, то велика ее роль в решении многих педагогических задач, касающихся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Работа по художественноэстетическому воспитанию детей тесно связано со всеми сторонами педагогического процесса. Формы ее организации разнообразны, а результаты проявляются в различных видах деятельности. Работа предусматривала: Воспитание эстетического отношения к окружающему через ознакомление с предметным миром, природой в процессе трудовой деятельности и игры; Эстетическое воспитание средствами искусства. Художественно-эстетическое воспитание детей в МКДОУ д/с «Чебурашка» с. Ленинаул в течении 2020-2021 учебного года осуществлялось по программам «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М.Д.Маханева, Музыкальное образование и воспитание детей на основе дагестанской музыкальной культуры Агабекова С.С., также активно используются и инновационные технологии. Главной целью работы педагога дополнительного образования заключалась в реализации всех поставленных задач на занятиях, которые проводились по 2 раза в неделю. И к концу года многие дети уже могли свободно выполнять задания и не стеснялись своих сверстников, более развита выразительность речи, развит музыкальный слух, чувство ритма… В нашем дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между детским садом и школой. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением социальной ситуации развития, с личностными новообразованиями. Сами учителя, остаются всегда довольными выпускниками, особенно похвально отметили элементарные знания русского языка, математики и об окружающем мире в дошкольном возрасте, что служит мостом для новых знаний и умений, в успешном развитии обучения. Исходя из вышесказанного, коллектив МКДОУ «Детский сад «Чебурашка» на 2021-2022 учебный год ставит перед собой следующие задачи: Оптимизировать нравственно-патриотическое воспитание детей, как системное условие личностного развития ребенка в социокультурном пространстве ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечить физическую и психологическую безопасность дошкольников, их эмоциональное благополучие.